В
действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются « …2)
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания».
Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и
вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых
ошибок и недочётов, грамматических ошибок.
Грамматическая правильность
речи оценивается по специальным критериям.
Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм,
сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии - нормы склонения и
спряжения частей речи; в синтаксисе - нормы согласования, управления слов,
построения предложения той или иной структуры…).
Нарушение
грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям
от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические
ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них
следующие:
В СЛОВЕ.
Словообразовательные.
·
ошибочное образование слов:
Он проявил благородность
(благородство). Мой сын – такой непоседка
(непоседа). У него был раздумчивый
(задумчивый) вид. Пень струхлявился
(стал трухлявым). Ты просто плакун (плакса).
Пойду заместо (вместо) тебя. Дала подщёчину (пощёчину).
Морфологические.
·
ошибки в падежах имён существительных,
числительных (образование форм слова);
В зале не осталось свободных местов (мест). Запрягли два медведя (двух). У меня нет
свободного время (времени).
·
ошибки в образовании формы числа;
Сёлы
(сёла), докторы (доктора)
·
ошибки в употреблении несклоняемых имён
существительных в форме косвенных падежей;
Мальчик был в зимнем пальте (пальто).
·
ошибки в употреблении слов в другом роде;
Собака громко залаял (залаяла). Съел пирожок с повидлой (повидлом).
·
ошибки в образовании степеней сравнения
прилагательного;
Вечер был более интереснее (более интересный или интереснее). Около нашего
дома рос самый высочайший (самый
высокий или высочайший) дуб в округе.
·
ошибки в образовании местоимений;
Ихний (их), егонный
(его), ейный (её), сидел около его (около него).
·
ошибки в образовании форм глагола, причастий и
деепричастий;
Ложит
(кладёт), становят (ставят), едь (поезжай,
езжай), ляжь (ляг), ездиет (ездит), метается (мечется), исследоваемый
(исследуемый), ждя (ожидая).
СИНТАКСИЧЕСКИЕ.
В
СЛОВОСОЧЕТАНИИ:
·
ошибки в согласовании;
Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями (плохо
воспитанных родителями). С лицами, живущих
(живущими) на чужой территории. Мальчик – круглая (круглый) сирота.
·
ошибки в управлении;
Выполнено согласно плана (плану), жажда к славе
(славы), пришёл со (из) школы, оплатить за проезд (без предлога), мечта к (о) свободе, представляем о
том (то), это указывает то (на
то), что…,будем помнить (его) и гордиться
им, согласно расписания (расписанию), по окончанию (по окончании) школы, надо
исходить от (из) этих решений….
Автор
«Слова» сочувствует и прославляет
Игоря (сочувствует ему и прославляет его – использование одной формы управления
после двух глаголов с разным управлением). Сын решил стать врачом наперекор желания (желанию). Отец понимает сына и
радуется за его успехи (его
успехам). Все эти жалобы, как оказалось
при проверке, ни на чём (ничем) не
обоснованы. Прометей посвятил свою жизнь в
борьбе (без предлога) с тираном.
В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
·
нарушение согласования между сказуемым и
подлежащим;
Боль утих
(утихла). Торжество счастья захлестнула
(захлестнуло) его. Молодёжь, народ
собрались. Часть деревьев старая
(старые). Газета «АиФ» увеличил свой
тираж (согласуется с подлежащим, а не с приложением). Иванова – хорошая (хороший) доктор. Часы – браслет лежал (лежали) на подоконнике. Двадцать
один студент приняли (принял)
участие в экспедиции. Недавно построено (построены)
и эти семь домов. Открыто (открыты)
все пять окон. Большинство бюрократов нечестное
(нечестные).
·
ошибки в построении предложений с деепричастными
оборотами;
Подъезжая
к станции, с меня слетела шляпа. Проходя мимо бани, пар густыми облаками
окутывал нас. Пролетев несколько
тысяч километров, ракета была затоплена в
Тихом океане. (Два субъекта действия). Пройдя
первые шаги, моё сердце начинает
биться. (Два субъекта действия и
несовпадение вида глагола и деепричастия).
·
ошибки в построении предложений с причастными
оборотами;
Некрасов изобразил жизнь крестьян, дорогу из
Петербурга в Москву построенных (построивших).
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая
из множества хребтов (место оборота).
·
ошибки в построении предложений с однородными
членами;
Эта
книга научила меня честности, смелости и
уважать своих друзей (уважению).
Хотел показать значение спорта и почему я его люблю (и причины моей любви к нему).
Выступали как артисты, а также и дети (двойной союз как.., так
и …).
Герой был высок и худой (высокий и худой, или высок и худ). Он любит читать книгу и чистоту (чтение книг и
чистоту, или читать книги и наводить чистоту).
·
ошибки в построении сложных предложений;
Собака
гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник (на
кого?). Я завидую тем, которые
рыбачат (кто?).
·
смешение прямой и косвенной речи;
Князь Игорь сказал, что «хочу (хочет) свою голову положить либо
напиться шеломом из Дона».
·
пропуск необходимых слов;
Владик кое-как прибил доску и побежал (играть) в волейбол.
·
нарушение границ предложения;
Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Мы не поехали на
экскурсию. Потому что пошёл сильный
снег.
Грамматическая правильность речи так же, как
орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность,
выразительность и точность мысли, на содержание высказывания.
При оценке письменных работ творческого характера,
кроме грамотности, учитывается и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются
при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с
орфографическими и пунктуационными, - при выведении второй (нижней).
Точный, богатый, выразительный язык является одним
из основных показателей качества изложений и сочинений. Точность речи зависит
от умения ученика отобрать слова и выражения, наиболее соответствующие
передаваемому содержанию.
Для достижения правильности (точности)
словоупотребления важно уметь выбрать из ряда синонимов один, наиболее
подходящий для данного случая, выбрать слово, адекватное данному понятию.
Стилевое единство и выразительность текста создаётся
отбором языковых средств в соответствии с задачей высказывания. Речевые
ошибки допускаются в словоупотреблении (семантические и стилистические) и
в строении текста. Ошибки в словоупотреблении – стилистические недочёты –
связаны с нарушением требования
коммуникативной целесообразности речи (т.е. с понятием хорошей
речи). Речевой недочёт – нарушение хорошей речи (оценивается с позиций: хуже – лучше).
Речевая ошибка – нарушение правильности речи. Хотя речевая ошибка может
встретиться и в предложении, чаще она обнаруживается в контексте.
Один из часто приводимых критериев разграничения
ошибок: грамматическая - так сказать нельзя, а речевая – можно, но неудачно,
некрасиво, неточно.
При оценке ученических работ учитываются следующие
основные речевые ошибки и недочёты:
·
Употребление слова в несвойственном ему значении
(ошибка).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном
слов, надо много читать. Мы видели в Эрмитаже чучело Петра 1. Мальчик сделал
подвиг. Продукты подходили к концу, и нам пришлось открыть неприкасаемые запасы (паронимы).
·
Нарушение лексической сочетаемости (недочёт).
Пришёл молодой
юноша. Дуют пронзительные ветры.
Коричневые глаза. Я люблю бананы,
субботу и бабушку. Удивляли её глаза
и скромность. Маленький ветер. Вначале Машу считали забитой трусихой.
·
Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт).
Прилетели пернатые птицы. Моя автобиография.
Мокрый дождь. Мчался быстро. Потом мне говорили, что это очень редкий раритет. Ну а в самых экстремальных случаях вызывайте
службу спасения.
·
Употребление рядом (или близко) однокоренных
слов (тавтология) (недочёт).
В рассказе
«Муму» рассказывается… В образе
изображён … Множество преград преграждает…
·
Повторение одного и того же слова (недочёт).
Герои романа Фадеева «Разгром» изображаются
Фадеевым без прикрас; Фадеев
изображает не только их поступки, но и внутренний мир. Была осень, было холодно.
Для обеспечения безопасности в
городе были приняты беспрецедентные меры безопасности.
·
Употребление слова или выражения иной стилевой
окраски (недочёт).
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Алёша в результате избиения пролежал весь
месяц в кровати.
·
Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально
окрашенного слова (недочёт).
Есенин был большой разгильдяй.
·
Неудачное употребление просторечных и диалектных
слов и выражений (недочёт).
На пришкольном участке мы сеяли морковь и бураки.
·
Смешение лексики разных исторических эпох
(недочёт).
Во время забастовки Пушкин находился в Михайловском. У Хлестакова – маленькая зарплата.
·
Неудачное употребление личных и указательных
местоимений (ошибка).
Я вынула книгу из сумки и положила её на стол (книгу или сумку?). Никитич сидел на коне, грива его развевалась (коня или Никитича?). Это время ставило такие задачи
(какие?).
·
Употребление слов, их сочетаний и синтаксических
конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста
(стилистические ошибки).
·
Нарушение видо - временной соотнесённости глагольных
форм (ошибка). Некоторые источники относят данные ошибки к грамматическим.
Когда
разлились реки, дороги в низинах становятся непроходимыми. Когда Пугачёв
выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему
вслед. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Когда писатель работает, Ю-ю вскакивала,
садилась около руки и смотрела за пером.
·
Неудачный порядок слов (недочёт).
Есть немало произведений, повествующих о
детстве автора, в мировой
литературе.
·
Бедность и однообразие синтаксических
конструкций, стилистическая невыразительность, штампы (недочёт).
Наступила
зима. Деревья покрыты снегом, как белыми шапками. Ночи стали длиннее, а дни
короче. Стало холодно.
|