Литера
Главная
Вход
Регистрация
Четверг, 23.10.2025, 10:55Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2011 » Ноябрь » 24 » Русский язык. Типология речевых и грамматических ошибок
12:30
Русский язык. Типология речевых и грамматических ошибок

В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются « …2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок.

Грамматическая правильность речи оценивается по специальным критериям. Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии - нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе - нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…).

Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие:

 

В СЛОВЕ.

Словообразовательные.

·         ошибочное образование слов:

Он проявил благородность (благородство). Мой сын – такой непоседка (непоседа). У него был раздумчивый (задумчивый) вид. Пень струхлявился (стал трухлявым). Ты просто плакун (плакса). Пойду заместо (вместо) тебя. Дала подщёчину (пощёчину).

 

Морфологические.

·         ошибки в падежах имён существительных, числительных (образование форм слова);

В зале не осталось свободных местов (мест). Запрягли два медведя (двух). У меня нет свободного время (времени).

·         ошибки в образовании формы числа;

Сёлы (сёла), докторы (доктора)

·         ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных в форме косвенных падежей;

Мальчик был в зимнем пальте (пальто).

·         ошибки в употреблении слов в другом роде;

Собака громко залаял (залаяла). Съел пирожок с повидлой (повидлом).

·         ошибки в образовании степеней сравнения прилагательного;

Вечер был более интереснее (более интересный или интереснее). Около нашего дома рос самый высочайший (самый высокий или высочайший) дуб в округе.

·         ошибки в образовании местоимений;

Ихний (их), егонный (его), ейный (её), сидел около его (около него).

·         ошибки в образовании форм глагола, причастий и деепричастий;

Ложит (кладёт), становят (ставят), едь (поезжай, езжай), ляжь (ляг), ездиет (ездит), метается (мечется), исследоваемый (исследуемый), ждя (ожидая).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ.

В СЛОВОСОЧЕТАНИИ:

·         ошибки в согласовании;

Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями (плохо воспитанных родителями). С лицами, живущих (живущими) на чужой территории. Мальчик – круглая (круглый) сирота.

·         ошибки в управлении;

Выполнено согласно плана (плану), жажда к славе (славы), пришёл со (из) школы, оплатить за проезд (без предлога), мечта к (о) свободе, представляем о том (то), это указывает то (на то), что…,будем помнить (его) и гордиться  им, согласно расписания (расписанию), по окончанию (по окончании) школы, надо исходить от (из) этих решений….

 Автор «Слова» сочувствует и прославляет Игоря (сочувствует ему и прославляет его – использование одной формы управления после двух глаголов с разным управлением). Сын решил стать врачом наперекор желания (желанию). Отец понимает сына и радуется за его успехи (его успехам). Все эти  жалобы, как оказалось при проверке, ни на чём (ничем) не обоснованы. Прометей посвятил свою жизнь в борьбе (без предлога) с тираном.

 

В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

·         нарушение согласования между сказуемым и подлежащим;

Боль утих (утихла). Торжество счастья захлестнула (захлестнуло) его. Молодёжь, народ собрались. Часть деревьев старая (старые). Газета «АиФ» увеличил свой тираж (согласуется с подлежащим, а не с приложением). Иванова – хорошая  (хороший) доктор. Часы – браслет лежал (лежали) на подоконнике. Двадцать один студент приняли (принял) участие в экспедиции. Недавно построено (построены) и эти семь домов. Открыто (открыты) все пять окон. Большинство бюрократов нечестное (нечестные).

 

·         ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами;

Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Проходя мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас. Пролетев несколько тысяч километров, ракета была затоплена в Тихом океане. (Два субъекта действия). Пройдя первые шаги, моё сердце начинает биться. (Два субъекта  действия и несовпадение вида глагола и деепричастия).

 

·         ошибки в построении предложений с причастными оборотами;

Некрасов изобразил жизнь крестьян, дорогу из Петербурга в Москву построенных (построивших). Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов (место оборота).

·         ошибки в построении предложений с однородными членами;

 Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей (уважению).

Хотел показать значение спорта и почему я его люблю (и причины моей любви к нему). Выступали как артисты, а также и дети (двойной союз как.., так и …).

Герой был высок и худой (высокий и худой, или высок и худ). Он любит читать книгу и чистоту (чтение книг и чистоту, или читать книги и наводить чистоту).

·         ошибки в построении сложных предложений;

Собака гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник (на кого?). Я завидую тем, которые рыбачат (кто?).

·         смешение прямой и косвенной речи;

Князь Игорь сказал, что «хочу (хочет) свою голову положить либо напиться шеломом из Дона».

·         пропуск необходимых слов;

Владик кое-как прибил доску и побежал (играть) в волейбол.

·         нарушение границ предложения;

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Мы не поехали на экскурсию. Потому что пошёл сильный снег.

Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание высказывания.

При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, - при выведении второй (нижней).

Точный, богатый, выразительный язык является одним из основных показателей качества изложений и сочинений. Точность речи зависит от умения ученика отобрать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию.

Для достижения правильности (точности) словоупотребления важно уметь выбрать из ряда синонимов один, наиболее подходящий для данного случая, выбрать слово, адекватное данному понятию.

Стилевое единство и выразительность текста создаётся отбором языковых средств в соответствии с задачей высказывания. Речевые ошибки допускаются в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в строении текста. Ошибки в словоупотреблении – стилистические недочёты – связаны с нарушением требования коммуникативной целесообразности речи (т.е. с понятием хорошей речи). Речевой недочёт – нарушение хорошей речи (оценивается с позиций: хуже – лучше). Речевая ошибка – нарушение правильности речи. Хотя речевая ошибка может встретиться и в предложении, чаще она обнаруживается в контексте.

Один из часто приводимых критериев разграничения ошибок: грамматическая - так сказать нельзя, а речевая – можно, но неудачно, некрасиво, неточно.

При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты:

·         Употребление слова в несвойственном ему значении (ошибка).

Чтобы быть грамотным и с  большим жаргоном слов, надо много читать. Мы видели в Эрмитаже чучело Петра 1. Мальчик сделал подвиг. Продукты подходили к концу, и нам пришлось открыть неприкасаемые запасы (паронимы).

·         Нарушение лексической сочетаемости (недочёт).

Пришёл молодой юноша. Дуют пронзительные ветры. Коричневые глаза. Я люблю бананы, субботу и бабушку. Удивляли её глаза и скромность. Маленький ветер. Вначале Машу считали забитой трусихой.

·         Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт).

Прилетели пернатые птицы. Моя автобиография. Мокрый дождь. Мчался быстро. Потом мне говорили, что это очень редкий раритет. Ну а в самых экстремальных случаях вызывайте службу спасения.

·         Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) (недочёт).

В рассказе «Муму» рассказывается… В образе изображён … Множество преград преграждает…

·         Повторение одного и того же слова (недочёт).

Герои романа Фадеева «Разгром» изображаются Фадеевым без прикрас; Фадеев изображает не только их поступки, но и внутренний мир. Была осень, было холодно. Для обеспечения безопасности в городе были приняты беспрецедентные меры безопасности.

·         Употребление слова или выражения иной стилевой окраски (недочёт).

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Алёша в результате избиения пролежал весь месяц в кровати.

·         Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного слова (недочёт).

Есенин был большой разгильдяй.

·         Неудачное употребление просторечных и диалектных слов и выражений (недочёт).

На пришкольном участке мы сеяли морковь и бураки.

·         Смешение лексики разных исторических эпох (недочёт).

Во время забастовки Пушкин находился в Михайловском. У Хлестакова – маленькая зарплата.

·         Неудачное употребление личных и указательных местоимений (ошибка).

Я вынула книгу из сумки и положила её на стол (книгу или сумку?). Никитич сидел на коне, грива его развевалась (коня или Никитича?). Это время ставило такие задачи (какие?).

·         Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

·        Нарушение видо - временной соотнесённости глагольных форм (ошибка). Некоторые источники относят данные ошибки к грамматическим.

 Когда разлились реки, дороги в низинах становятся непроходимыми. Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Когда писатель работает, Ю-ю вскакивала, садилась около руки  и смотрела за пером.

·         Неудачный порядок слов (недочёт).

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

·         Бедность и однообразие синтаксических конструкций, стилистическая невыразительность, штампы (недочёт).

Наступила зима. Деревья покрыты снегом, как белыми шапками. Ночи стали длиннее, а дни короче. Стало холодно.

Просмотров: 4206 | Добавил: Literrus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz