Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
Часть 1.
- Поиски
клада или пропавшего человека
А) На пути к цели.
Основные вопросы:
- При каких обстоятельствах возникает замысел путешествия?
- Как снаряжаются экспедиции?
- Когда появляются признаки «чужого» мира и каковы они?
- Препятствия.
- Основные места действия в романах.
- Какие события происходят на корабле?
1) Нравственная
оценка побуждений
путешественников – главная цель.
2) Тайна места.
3) Приёмы
торможения действительности.
- Характеристика
членов экспедиции:
1)
Эдуард Гленарван
– хозяин «Дункана», «виднейший член известного во всей Англии Королевского
яхт-клуба Темзы».
2)
Элен –
молодая жена Гленарвана.
3)
Майор Мак-Наббс –
двоюродный брат Гленарвана.
4)
Капитан Джон
Манглс.
5)
Том Остин –
помощник капитана.
6)
Мэри Грант –
дочь капитана Гарри Гранта.
7)
Роберт Грант –
сын капитана Гарри Гранта.
8)
Мистер Олбинет –
стюард яхты (буфетчик).
9)
Миссис Олбинет –
горничная Элен Гленарван.
10) Жак Паганель – учёный-географ.
- Дать подробные характеристики.
5. «Дункан» - 25 человек
(команда, включая капитана и помощника). Шотландия. «Все испытанные моряки были
уроженцами графства Думбартон. Они и на яхте представляли собой клан бравых
шотландцев. Среди них был даже традиционный piper-bag
(игрок на волынке; игроки на волынке доныне сохранились в шотландских полках –
прим. автора).
-
Выбрать цитаты, описывающие особенности «Дункана».
6. Даты:
26 июля 1864 года – пойманная рыба-молот; удивительная
находка (бутылка в брюхе рыбы)
7 июня 1862 год – дата из документа, указывающая на то,
когда произошло крушение «Британии».
1861 год – капитан Грант отплыл из Глазго на «Британии».
30 мая 1862 года – публикация в газете: «Тридцатого мая 1862
года. Перу. Кальяо. Место назначения Глазго, «Британия», капитан Грант.
24 августа 1864 года «Гленарван, Элен, майор Мак-Наббс, Мэри
и Роберт Грант, мистер Олбинет, стюард яхты и его жена, состоявшая при Элен
Гленарван, покинули Малькольм-Кэстль.»
25 августа 1864 года «около трёх часов утра с началом
отлива» «Дункан» должен был выйти в море.
- Продолжить список.
7. Географические
точки:
Северный канал – место, где была поймана рыба-молот.
Залив Клайд – место, где было произведено испытание яхты.
Глазго – место, куда направлялась яхта. Место, откуда в 1862
году вышло в путешествие судно «Британия».
Перу. Кальяо – место, откуда Гарри Грант отплывал назад в Глазго.
Южное полушарие. Патагония – место, где, по мнению
Гленарвана и его единомышленников, затонула «Британия».
Шотландия. Графство Думбартон. Люсс. Малькольм-Кэстль –
адрес Гленарвана.
-
Продолжить список.
Д/з: 11 – 26 главы (дочитать); продолжить списки.
Б) Характер и сюжет.
- Назовите приключенческие истории, где все герои только
положительные. Возможны ли приключения при такой предпосылке?
- Назовите
приключенческие истории, где есть отрицательные герои среди туземцев.
- Назовите
приключенческие истории, где в состав группы путешественников входят 2 партии с
противоположными интересами.
В) Достижение цели
- Сравните цели путешествия в романах «Остров сокровищ» и
«Дети капитана Гранта» и цели, к которым стремятся герои романов «Похитители
бриллиантов» и «Копи царя Соломона». Укажите сходства и различия.
- Как изображено место, которое связано с конечной целью
путешествия , в романах Л. Буссенара и Г. Хаггарда?
- В чём заключается итог путешествия в романах Р. Стивенсона
и Ж. Верна, Л. Буссенара и Г. Хаггарда?
Г) Общая схема сюжета.
- Выявите основные этапы развития действия в романах
«Затерянный мир» и «Земля Санникова», с одной стороны, и «Остров сокровищ» и
«Дети капитана Гранта» - с другой.
- Чем отличается начальный этап действия (возникновения
замысла путушествия) в романах от начального этапа действий в тех
произведениях, в которых изображён «затерянный» мир?
- Чем отличается характер препятствий, возникающих на пути к
цели в романах «Остров сокровищ» и «Дети капитана Гранта» и др., от
соответствующих особенностей сюжета в романах о «затерянном» мире?
- Какие роли и функции персонажа можно считать общими для
двух разновидностей «географического» романа и какие характерны для каждого
типа в отдельности? Определите роль каждого персонажа.
- Вспомните, как изображён «затерянный» мир в романах А.
Конан Дойла, В. Обручева, в рассказе Дж. Лондона. Назовите черты сходства с
тем, как описаны страна кукуанов у Хаггарда и места, где живёт племя, владеющее
алмазами, в романе Л. Буссенара. В чём различие?
- Спуск под землю в поисках сокровищ и возврат оттуда бывает
не только в приключенческих романах, но и в волшебных сказках. Почему во всех
этих случаях так или иначе присутствуют черепа, скелеты, мумии, подземная река
и т. п.? Подберите аналогичные примеры из волшебных сказок. Как можно объяснить
сходство приключенческого романа с волшебными сказками?
- Попытайтесь найти общую причину, объясняющую замеченные
вами сходства и различия между сюжетами «географического» романа.
|